Воспитание охотничьих собак
Вы хотите, чтобы на охоте собаку не надо было контролировать, а можно было просто охотиться? Вы хотите, чтобы собака была сообразительна и никакая ситуация не могла бы поставить её в тупик? Её хорошее поведение, физическое и душевное здоровье зависят от правильного воспитания.
Щенки лучше обучаются во время игры, всё схватывая налету. Изначально щенок более общителен и дружелюбен, чем Вы. У него сильнее развита «ментальная» связь с Вами. Если во время игры он сделает что-то правильно, просто обрадуйтесь этому, и щенок это поймет. Он станет повторять это действие вновь для того, чтобы доставить хозяину радость, и будет делать так, пока это занятие не надоест Вам. Хвалите и ласкайте его, не бойтесь «переборщить», — собаку этим не испортишь. Обрадоваться — это не значит давать щенку подачку, важно испытать чувство удовольствия и внутреннего удовлетворения.
Очень важный компонент воспитания — общение. Каким образом Ваша собака может узнать о том, как быть полезной хозяину, какой вклад ждёт от неё её стая? Ведь собаки — стайные животные. Стая имеет общую цель — сообща выживать и продвигаться вперед. Щенок, которому не позволяют вносить свой вклад или как-то ограничивают (пусть подрастёт!), становится чужим в стае, и тогда он начинает противостоять ей или находит себе другую стаю. Играя и занимаясь с ним, хозяин легко может познакомить щенка с нужными командами. Продолжая игры дома и на прогулке, эти команды закрепляются намертво. Собаки очень чутки к интонациям — пользуйтесь этим и не забывайте о «ментальной связи». Не надо хмурить брови и делать вид, что сердитесь. Надо по-настоящему рассердиться — собака четко улавливает разницу. Общайтесь таким образом, как можно больше. Собаки вольерного содержания, с которыми мало общаются и выпускают только для охоты, сильно проигрывают собакам, у которых было много подобного общения, и у которых есть прочная связь с хозяином. Особенно сильна эта связь, когда и у собаки, и у хозяина общая цель — охота!
Как же в таком случае, не используя силу, сделать так, чтобы собака выполняла определенные действия? Если Вы будете заставлять собаку что-то делать, например, ходить челноком, то её способность находить дичь от этого не улучшится.
Приведите собаку в поле, дайте ей побегать и порезвиться, познакомиться с новыми запахами. Наигравшись, она сама решит, какой из новых запахов ей интересен. Я думаю, не многие удивятся, обнаружив, что это окажется запах дичи. Принимайте горячее участие в этом новом и интересном для неё деле, радуйтесь успехам, помогайте ей искать дичь. Очень скоро она поймет, что сделать это ей помогают Ваши указания. Поймет, как можно пользоваться ветром. Она быстро сообразит, что перемещение челноком очень удобно для поиска и будет в дальнейшем использовать его в своем арсенале приёмов. Никто не становился на пути её желания искать дичь. Никто не заставлял её заниматься «скучным челноком» вместо поиска дичи. Поиск дичи — цель, челнок — средство, хозяин не тиран. Хозяин — помощник в достижении цели. И цель оказывается у них с хозяином общая. С точки зрения обучения это очень интересный момент.
Собака позволит Вам забрать у неё сладкую кость или сбитую выстрелом дичь при условии, что Вы делаете это изящно и учитываете её желания. Способ сделать из собаки жадину — заставлять отдавать это против её воли. Некоторые хозяева не интересуются желаниями собаки и получают испорченное существо, которое убегает с дичью и пытается её сожрать или спрятать. Научите щенка команде «Подай!», когда она таскает Вам всякую ерунду: палочки, тряпки. Для закрепления команды используйте крыло птицы или пазанки зайца. А собака любой породы способна научиться подавать хорошо.
Щенок в поле интересуется новыми запахами: чем же это оттуда пахнет? Тут появляется «натасчик» и угрозами, приказами, пинками заставляет ходить его челноком. В конце концов, он вырастет, одержимый желанием иметь свободу выбора. Ему надо всё делать по-своему, у него появляется склонность упорно настаивать на своей правоте. Он работает на себя, игнорируя хозяина, и, собственно, его успехи на охоте будут невелики.
Кобели, как правило, обладают большим самоопределением и силой воли, их труднее сломать. И в «натаске» считаются менее послушными и гибкими, чем суки. При нашем методе такого различия нет.
Вы работаете с собакой и подаете команду. Она не хочет её выполнять, и Вы достаете «конфетку», уговаривая, соблазняя, задабривая. И тогда она делает Вам одолжение и выполняет команду. На самом деле этот метод не работает. Сытая или занятая интересным делом собака в следующий раз проигнорирует Вас. Однако используя общение, игры, терпение, Вы можете добиться в конце концов выполнения команды, но только если между вами достаточно любви, согласия и общения.
Поиграв и подурачившись, используя уже отработанные команды, вы снова подаёте ту же команду — и щенок выполняет её. Он должен понять, что команды не подавляют его, что они — часть общения, и он с радостью, добровольно подчинится им, чтобы доставить Вам радость.
Просто позволять собакам делать, что они хотят, не вмешиваясь, и не контролировать их — неправильный подход. Поэтому такие собаки не имеют настоящего контакта с хозяином, не работают, не тренируются и не узнают новое. Они и в старости будут вести себя, как взбалмошные щенки. Чтобы преодолеть это, требуется хорошее общение, а не побои, уговоры или подачки. Здесь нет необходимости применять силу. Установите общение, а вслед за общением последует контроль. Например, спаниель — подружейная собака. Она не должна уходить дальше 20-30 метров, но она также не должна путаться под ногами. На прогулке во дворе дайте щенку волю, пусть он бегает где хочет и как хочет. Но как только он, увлекшись игрой с соседской собакой, ушел на 20-30 метров, резко свистните; щенок, если он привык к этому свисту, прекратит игру и посмотрит на Вас. Вы, показывая рукой в противоположном направлении от щенка, начинаете уходить от него быстрым шагом. Он бросает игру и бежит за Вами — если между вами достаточно любви. Пробегая мимо Вас в том же направлении, куда Вы показываете рукой, он привыкает ходить по направлению руки. Если Вы делаете это всегда, когда он уходит на такое расстояние, он привыкает к этому расстоянию и сам контролирует его на охоте. Он не ходит на прогулке на поводке и не привыкает путаться под ногами. И он каждый раз, пробегая мимо Вас, слышит: «Молодец, умница, ай как хорошо!» и чувствует Вашу радость. Вот — настоящее общение и правильный контроль!
А если Вы упустите контроль в самом начале воспитания щенка, то он, ждущий от Вас общения, указаний и руководства, будет обманут. Он будет считать, что он Вам не нужен, будет печален или буен.
Собаки разных пород по-разному взрослеют и начинают интересоваться работой в разное время. Но это не значит, что надо выжидать определенный срок, прежде чем выводить собаку в поле, лес. Начинать надо как можно раньше, конечно же, соизмеряя физические силы щенка и нагрузки. И ради Бога, не путайте вывод собаки в лес с собиранием ягод или грибов. Помните — общение и контроль. Ведь щенячий возраст — самый важный и продуктивный период для воспитания Вашей собаки.
Эти несколько методов образуют систему воспитания. Для того, чтобы эта система работала всегда и с любой собакой, её надо применять целиком. Нет смысла брать из неё отдельные методы или разбавлять её приёмами «натаски» и «дрессировки», а потом жаловаться, что система не работает. Здесь так: либо всё, либо ничего!
И. Квятовский.
Необходимый комментарий. Мы полностью согласны со всеми положениями этой статьи, однако считаем необходимым отметить следующее: данная статья носит несколько тезисный характер и не затрагивает очень многих тонкостей, присущих каждой конкретной породе, поэтому, если Вы являетесь счастливым владельцем первой в вашей жизни собаки, либо первой в вашей жизни охотничьей собаки, не пытайтесь применять полученные после прочтения этой статьи навыки самостоятельно, пригласите на первые несколько заниятий специалиста-породника. Тем самым Вы сможете избежать незаметных на первый взгляд ошибок, исправление которых черезвычайно трудно, а, временами, и невозможно…