Обучение и дрессировка. Подача*
Этот приём необходим при обучении собак, предназначенных для подачи дичи, и очень удобен в повседневной жизни.
Существует два метода обучения подаче.
Первый, применяемый с молодыми псами, основан на использовании преследования движущихся предметов в игре. Молодой собаке показывают поноску (мячик, палку и тому подобное), заигрывают со щенком, то поднося, то убирая подальше, а затем бросают в сторону, произнося команду «дай». Щенок кидается за поноской и берёт её в зубы, но отнюдь не с тем, чтобы вернуть хозяину. Наоборот, он старается утащить поноску, треплет «игрушку». В этот момент дрессировщик должен подозвать щенка либо оказаться на его пути и с командой «брось» отобрать поноску, вручив в обмен кусочек лакомства. После неоднократного повторения приём будет освоен, и питомец станет охотно приносить и отдавать поноску.
Но некоторые щенки вовсе не склонны хватать и носить предметы. Таких упрямцев можно заинтересовать, используя в качестве поноски вываренную кость, которую грызть уже не интересно, а оставлять без внимания ещё нельзя**.
Взрослую собаку, не склонную к игре, рекомендуется обучать несколько иным, более длительным, но надёжным способом. Для этого, усадив воспитанника у ног, дают команду «возьми» и осторожно вкладывают ему в рот поноску. Разумеется, собака стремится выплюнуть столь странное угощение, но этому препятствуют, придерживая его несколько мгновений, а затем командуют «брось!» и тотчас дают вкусную награду. Когда (после многократных повторений) пёс станет брать поноску, добиваются, чтобы он стал наклоняться за ней к опущенной вниз руке, наконец, стал брать её с земли. После этого уже легко заставить приносить поноску.
Когда собака усвоит приём, его усложняют, меняя приносимые предметы, обёртывая их то в тряпку, то в бумагу, постепенно увеличивая дальность заброса поноски и так далее.
Не следует позволять щенку играть с поноской, а также уносить и грызть её. Охотнику необходимо, чтобы собака спокойно относилась к поноске и безотказно выполняла команду «брось!».
Если пёс стремится убежать со своей ношей, дрессировку надо проводить на длинной привязи.
При обучении подаче или в случае отказа подать брошенный предмет наказания совершенно недопустимы. Погорячившись и наказав собаку, дрессировщик может внушить ей отвращение к поноске на всю жизнь.
Встречаются собаки, которые охотно подают палки и другие предметы, но отказываются брать в рот сбитых птиц. Видимо, ми не нравится ощущение перьев и своеобразный новый запах.
На охоте такого пса удаётся заставить подать птицу, послав за дичью, только что сбитой не его глазах. В этом случае охотничий инстинкт обычно побеждает отвращение собаки к подаче, и она начинает исправно приносить добычу.
А в процессе обучения можно заранее приучить щенка к ощущению перьев во рту, используя в качестве поноски засушенные крылья.
Подаче с воды обучают в тёплое время года, вначале на мелких местах, с постепенным увеличением глубины и расстояния, усложняя приём в дальнейшем тем, что поноску бросают в заросли осоки. При этом надо добиться, чтобы собака искала, сообразуясь с указаниями охотника.
На охоте нередко приходится встречать собак, которые не подают птицу в руки, а бросают её при выходе на сушу, либо выносят не хозяину, а на ближайший берег. Иные же боятся входить в воду с птицей, поднятой с суши на другом берегу водоёма, особенно если ноша велика и мешает собаке смотреть под ноги при резком увеличении глубины.
Всех этих недостатков можно избежать, если в процессе обучения ещё до охоты условия тренировки сделать достаточно разнообразными***.
Очень полезно научить пса отыскивать и приносить потерянные вещи. Для этого его, уже приученного приносить поноску, заставляют возвращаться за брошенной вещью по следу дрессировщика. Вначале поноску оставляют всего в нескольких шагах позали и на виду у собаки, затем бросают подальше, за поворот, и так, постепенно усложняя приём, добиваются того, чтобы собака возвращалась по своему следу на километр и более.
По материалам книги В. Г. Гусева «Друг и радость (Собака в доме)», Москва, издательство «Московский рабочий», 1992 г.
* Необходимый комментарий. Специфика охотничьих собак в целом, и вельштерьеров в частности, требует очень аккуратного воспитания, поэтому, если Вы являетесь счастливым владельцем первого в вашей жизни вельштерьера, не пытайтесь применять полученные после прочтения этой статьи навыки самостоятельно, пригласите на первые несколько заниятий специалиста-породника. Тем самым Вы сможете избежать незаметных на первый взгляд ошибок, исправление которых черезвычайно трудно, а, временами, и невозможно…
** Необходимый комментарий. А можно и не мучиться с обучением подаче вообще. Помните, что вельштерьер — это не только многоцелевая охотничья собака, но и высокоспециализированный норный охотник. Не будете ходить на утку, не ходите. Идите на лису… Или барсука. Только подачи тогда от своего вельштерьера не требуйте…
*** Необходимый комментарий. Помните, уважаемый посетитель, что щенки не рождаются готовыми охотниками. Качество готовой охотничьей собаки (как охотника) конечно же, зависит от генетической предрасположенности; но большее значение имеет кто, чему и как учил эту собаку.