Ознакомление с миром и прогулки
Маленький щенок боится пространства, новых предметов, наконец, живых существ. Постепенно пассивно-оборонительная реакция сменяется ориентировочной (реакция — «что такое?»). Щенок узнаёт, что те или иные явления несут удовольствие, другие безразличны, третьи неприятны, например, сердитая кошка, но могут быть устранены активным воздействием — нападением. Щенок исподволь, шаг за шагом обживает мир гнезда, квартиры, двора. Вместе с матерью или хозяином он знакомится с улицей, полем, лесом. Узнаёт множество запахов, предметов, вырабатывает своё отношение к ним. Так формируется поведение и нервная система животного. Но всё это происходит нормально только в том случае, если щенку уделяют внимание, занимаются с ним, выводят на прогулки. Щенок, выросший взаперти, на привязи, в вольере или сарае, становится трусливым или трусливо-злобным, он не способен к длительному физическому и нервному напряжению на охоте, его обучение и натаска (притравка) становятся мучительно трудными, зачастую безрезультатными.
Прогулка с собакой вне квартиры, вольера или двора, где она содержится, совершенно необходима для её хорошего самочувствия, формирования нервной системы, контакта с хозяином и как средство подготовки к охоте.
Городскому собаководу приходится выводить своего питомца три-четыре раза в день для отправления естественных надобностей: утром — тотчас после пробуждения, днём — в 13-14 часов, после работы — в 18-19 часов и на ночь. Если нет возможности выводить собаку в дневное время, можно ограничиться трёхразовой прогулкой, но тогда утром скармливают собаке лишь небольшую малообъёмистую часть суточного рациона.
Немногие собаководы умеют выводить своих собак так, чтобы каждая «большая» (более 30 минут) прогулка приносила максимум пользы. А для этого прогулка как бы разделяется на несколько этапов. Первый — отправление собакой естественных надобностей в стороне от дверей и окон жилых помещений, детских площадок и других столь же неподходящих мест. Затем, если территория позволяет, нужно дать питомцу немного побегать, порезвиться в свободном состоянии, желательно с одной-двумя собаками мирного нрава, живущими по соседству.
Но совместная беготня собак, как и общение их владельцев, не должна занимать всё время. Как только собаки набегаются и сделают «свои дела», нужно напомнить питомцу, что у него есть хозяин, которого нужно и интересно слушаться. Собаку нужно подозвать и повторить несколько приёмов общего послушания, чередуя утомительные приёмы — хождение рядом, выдержку в положении «лежать» или «сидеть» с любыми командами — принести мяч, прыгнуть через невысокий барьер, явится по команде «ко мне» за лаской и лакомством. А после этого будет очень полезна небольшая проводка на поводке по ближайшему переулку, бульвару, даже людной улице. При такой системе собаковод всегда остаётся главным лицом для своего питомца, а прогулка приносит максимум пользы.
Для зверовых собак особенно полезны прогулки в лесу и в поле. Их тоже лучше делить на две части: первая — свободное нахождение в угодьях, когда собака знакомится с миром природы и учится делать это, не теряя хозяина. А вторая часть прогулки — обратный путь — используется для отработки приёмов общего послушания*.
По материалам книги В. Г. Гусева «Друг и радость (Собака в доме)», Москва, издательство «Московский рабочий», 1992 г.
* Необходимый комментарий. Специфика охотничьих собак в целом, и вельштерьеров в частности, требует очень аккуратного воспитания в части исполнения команд, требующих немедленного исполнения, поэтому, если Вы являетесь счастливым владельцем первого в вашей жизни вельштерьера, не пытайтесь применять полученные после прочтения этой статьи навыки самостоятельно, пригласите на первые несколько заниятий специалиста-породника. Тем самым Вы сможете избежать незаметных на первый взгляд ошибок, исправление которых черезвычайно трудно, а, временами, и невозможно…